Кафедра математики

Поддержка и популяризация математического образования. Реализация проектов и программ обучения.


 

 Введение в теорию чисел (осень 2021) 

В этот раз курс "Введение в теорию чисел" проходит по предзаписанным лекциям, но с живыми семинарами. 

Изображение выглядит как сидит, стол, компьютерАвтоматически созданное описание Лекции Изображение выглядит как сидит, стол, компьютерАвтоматически созданное описание

Полный список лекций будет на курсере на английском языке. На момент 01.09.2021 курс на курсере не готов.

Пока курс на курсере не готов, актуальными являются видеозаписи лекций курса в осеннем семестре 2020 года и конспекты от Марфы Красносельской в весеннем семестре 2019 года.

Везде один и тот же материал. 

 Семинары 

Семинары проходят:

  1. по понедельникам 10:00-11:20 очно (на факультете на ул. Усачёва 6, ауд. 108), начиная с 06.09.2021
  2. по четвергам 13:00-14:20 дистанционно (ссылка), начиная с 09.09.2021.

Каждый студент выбирает (заполните форму до 23:59 среды, 15 сентября 2021), на какой из двух семинаров ходить. Есть также гуглпапка с материалами, которые практически не будут меняться. 

Как проходят семинары? 

  • Первая половина семинара -- обсуждение типовых или интересных задач. 
  • Вторая половина семинара -- сдача задач, см. "Аудиторная оценка". 

Изображение выглядит как объект, внутренний, легкий, сидитАвтоматически созданное описание Оценка Изображение выглядит как объект, внутренний, легкий, сидитАвтоматически созданное описание

Орезуьтат = min(10; 0,15⋅Оаудиторная + 0,3⋅Оконтрольная + 0,3⋅Околлоквиум + 0,4⋅Оэкзамен)

  • Аудиторная оценка. Выставляется за рассказ решений задач на семинарах. Одна задача — один балл, по отдельно описанной схеме, максимум 10 баллов. 
  • Контрольная работа. Будет в конце октября на сессии. Письменно, только задачи. Максимум 10 баллов.
  • Коллоквиум. Будет приниматься в течение двух недель в конце ноября и начале декабря. Устно, только теория. Запись будет через гуглтаблицу ближе к делу. 
  • Экзамен. Будет в конце декабря на сессии. Письменно, задачи + теория. Максимум 10 баллов. 

Аудиторная оценка

За участие в семинарах:

  • "п" (присутствие) -- приносит 0,5 баллов
  • "а" (активность) -- приносит 1 балл
  • "р" (рассказ решения задачи) -- приносит 1,5 балла

Просьба ко всем студентам заполнить (и заполнять) данные по себе в таблице "Семинары"

Может возникнуть вопрос: где грань между "п" и "а" (просто присутствием и активным присутствием)? Решайте сами. Мой взгляд таков: если вы помогали дискусии развиваться и совместными усилиями добиваться истины -- то это "а". Если скорее как зритель, иногда "хлопая в ладоши" -- то это "п". 

Возможно, это не всё :)

Бонус -- произвол семинариста, от 0 до 2 баллов, за хитрость в решениях задач, обострённое чувство контрадикции или красивый маникюр. 

Аудиторная оценка = min(10; сумма баллов)

Контрольная работа

Дата: 8 ноября 9:30-10:50.

Формат: тест с автоматической проверкой на платформе Фоксфорда. Каждая задача в 3-х вариантах, вариант по каждой задаче назначается случайно и независимо. Тест станет доступен в 9:30 и прекратит доступность в 10:50. Ссылка https://foxford.ru/trainings/13929. Вне временного диапазона доступности будет выдавать 404, это нормально. 

Платформа. Фоксфорд предоставляет бесплатный функционал тестирований. Для прохождения теста надо зарегистрироваться по адресу https://foxford.ru/user/registration. Если вы уже зарегистрированы, то повторно регистрироваться не надо. Пожалуйста, укажите при регистрации правильные ФИО, иначе я не найду ваши результаты.

Типы вопросов. Пройдите тест “Демо функционала”: https://foxford.ru/trainings/4709, чтобы ознакомиться с возможными типами вопросов и убедиться, что вы понимаете, как отвечать. Можно с мобилки. Конечно, большинство задач будет на ввод ответа. 

Результаты. На платформе вы увидите какие-то баллы. Не обращайте на них внимание, это какая-то внутренняя кухня Фоксфорда. У меня будет отчёт по каждой задаче — в какой степени она решена (от 0% до 100%). По этим данным и будут подведены итоги. Сроки: до 23:59 воскресенья, 14 ноября.

Коллоквиум

Следуя принципам коллаборации и приоритетности обучения, предлагается следующая схема: 

  1. Есть список ключевых теорем, всего N штук.  
  2. Студенты подают заявки на становление экспертами по конкретным задачам.
  3. Каждую теорему семинарист жёстко принимает у не более чем K студентов и назначает их экспертами по задаче. За становление экспертом по конкретной задаче студент получает очки. 
  4. Каждую теорему студенты, не ставшие экспертами по ней, могут сдать экспертам. За сдачу задачи эксперту студент получает очки и эксперт получает очки. 
  5. Всё фиксируется принимающими в таблице и видно всем. 
  6. Семинарист в случайный момент времени выбирает случайный факт сдачи теоремы студентом эксперту и просит студента сдать эту же теорему самому семинаристу. Если студент не справляется, то и студент, и эксперт теряют очки, пока студент не сможет сдать задачу лектору, тогда очки восстанавливаются. 

Оценка за коллоквиум = min(10; сумма очков / M)

Значения параметров: N=28K=2, M=10

Устаревшее и неактуальное, но пусть будет: Вопросы | Расшифровка вопросов | Сценарий коллоквиума 

Экзамен 

Дата: 25 декабря 2021 года 06:00 -- 26 декабря 2021 года 23:59

Формат: дистанционно и письменно (написать подробные решения и выслать фото/скан или pdf на почту sharich@mathschool.ru либо в личку в telegram). 

Содержание: 

  • практические задачи
  • теоретические задачи на понимание

Варианты: индивидуальные. Пересечение по задачам возможно, но совпадающих вариантов не будет.

Ссылка на банк экзаменационных задач.

Ссылка на список билетов и соответствие между билетами и экзаменуемыми.  

Как-то так :)  

Изображение выглядит как колесо, сидит, знак, улицаАвтоматически созданное описание Прочее Изображение выглядит как колесо, сидит, знак, улицаАвтоматически созданное описание

Коммуникация: Где у нас чатик? В телеге. При заполнении гуглформы, этот вариант набрал 100% голосов. 

Информация: Текущие результаты (пополняются по мере появления) | Разделы и темы 

Обозначения задач: ° — обязательно уметь на оценку ≥ 4; * — обязательно уметь на оценку ≥ 9

Литература (ссылка)

    Введение в теорию чисел (Г. Дэвенпорт) 
    Теория чисел (А. Бухштаб)     
    Основы теории чисел (И. Виноградов) 
    Многочлены (В. Прасолов)     
    Многоугольники на решётках (В. Вавилов, А. Устинов) 
    Введение в алгебраическую теорию чисел (Г. Вейль)     
    Обобщённая теорема Ван-дер-Вардена (В. Бугаенко)    
    Лекции по теории чисел (Г. Хассе)    
    Обратные задачи аддитивной теории чисел (М. Натансон) 
    p–адический анализ в сравнении с вещественным (С. Каток)