Кафедра математики

Поддержка и популяризация математического образования. Реализация проектов и программ обучения.


 

Летняя олимпиадная математическая школа СУНЦ МГУ - 2004

В июне 2004 года на базе СУНЦ МГУ была проведена летняя школа для победителей олимпиад по математике. В преподавании принимали участие ведущие педагоги СУНЦ и Московского Государственного Университета, обладающие многолетним опытом по подготовке школьников и проведению олимпиад по математике, авторы многих печатных изданий, постоянно используемых руководителями математических кружков. Летняя школа послужила целям выравнивания и подтягивания олимпиадной подготовки школьников из разных регионов, а также привитию интереса к занятиям нестандартной математикой. Помимо занятий, в Школе проводились тренировочные олимпиады, по стилю имитирующие Всероссийскую олимпиаду. Также был проведен математический бой, вид соревнования, все более распространяющийся в России и за рубежом.


Расписание занятий Школы:


По материалам летней школы, предоставленными самими преподавателями, была издана методическая разработка общим тиражом 1000 экземпляров. Приведем вступление к книге:

ВСТУПЛЕНИЕ К КНИГЕ «ЛЕТНЯЯ ШКОЛА СУНЦ МГУ, ИЮНЬ 2004 ГОДА»

Летняя двухпредметная олимпиадная школа в СУНЦ МГУ (далее – ЛДШ) – не единственное явление своего рода. В наши дни проводится большое количество сборов, выездных школ, лагерей для талантливых школьников. И всё же есть несколько характеристик ЛДШ СУНЦ 2004, которые хочется подчеркнуть:
• при составлении программы занятий упор делался на подготовку учащихся к олимпиадам;
• преподаватели и воспитатели ЛДШ, как правило, были из числа сотрудников СУНЦ МГУ;
• приглашенные школьники жили в общежитии и занимались в помещениях СУНЦ МГУ, т.е. Интернат №18 являлся не только организатором, но и хозяином мероприятия;
• проживание и питание участников оплачивалось СУНЦ МГУ (но проезд участники оплачивали сами).

Поясним название «двухпредметная». Параллельно шли занятия по информатике под руководством Андреевой Е.В. и занятия по математике (ответственные за приглашение преподавателей – Вавилов В.В. и Шарич В.З.; ответственный за тренировочные олимпиады – Шарич В.З.). Участники настоящего проекта занимались математической частью мероприятия.

В самом начале мероприятия своей целью мы ставили три кита ЛМШ на базе СУНЦ МГУ:
• знакомство и общение учащихся со сверстниками, разделяющими интерес к математическим наукам;
• занятие любимым предметом – математикой, наряду с занятиями спортом, участием в культурных мероприятиях;
• дополнительная информация для приемной комиссии.

Ребята, как уже было сказано, жили, питались и учились в Школе-интернате им. А.Н. Колмогорова. Распорядок дня выглядел следующим образом. С девяти до пяти шли занятия (с несколькими короткими перерывами и одним длинным -- на обед). После этого наступало свободное время, которое мы всячески пытались сделать временем активного отдыха. Конечно, ребята нам в этом всецело помогали: приходили играть в волейбол (на протяжении ЛДШ был открыт спортзал), сами организовывались и играли в футбол (благо погода была отличная), играли в шахматы. Конечно, не нужно забывать домашнее задание, которое выдавалось регулярно в виде не разобранных на занятиях задач или отдельно от этих задач. И, конечно же, общение...

В культурную программу вошло посещение спектакля ``За двумя зайцами'' по пьесе М. Старицкого в театре им. Е. Вахтангова. Спектакль не произвел особого впечатления, но жанр комедии позволил всем, в том числе и сопровождавшим преподавателям получить заряд энергии для дальнейших занятий.

В холле СУНЦ МГУ находится большой телевизор; в один (или несколько, трудно теперь припомнить, да это и не существенно) из вечеров дети с большим интересом (что естественно), хотя это шло наперекор режиму сна, следили за игрой российской сборной по футболу.

Математическая часть мероприятия была достаточно разнообразна, на любой вкус и любой сложности. Тренировочные олимпиады, кроме первой, по сложности не уступали уровню заключительных этапов всероссийских олимпиад – и учащиеся выступали плохо. Первая имела функцию знакомства и разминки, поэтому задачи были полегче. Но и успех был получше, однако все задачи не решил никто.

Что касается поступления в СУНЦ МГУ, к нам приехали в основном дети, сдавшие ранее один или оба экзамена – математику и физику – достаточно хорошо. Тем не менее, по окончании ЛДШ наиболее зарекомендовавшие себя учащиеся получили возможность пересдать физику. По результатам дополнительного собеседования право на зачисление получили еще три человека из четырех, приглашенных на это собеседование. Четвертый был зачислен по рекомендации завуча по математике в ЛДШ и некоторых преподавателей.

Хотелось бы выразить благодарность всем преподавателям (см. расписание) за хорошо подготовленные занятия с интересной тематикой; Николаеву А.В. за качественную проверку работ второй и третьей тренировочных олимпиад. На протяжении всей ЛДШ Пономарёв А.А. совмещал нелёгкий воспитательский труд с преподавательскими обязанностями, заключавшимися, в основном, в ассистировании на семинарских занятиях (вместе с Шаричем В.З.). Сбором материалов и подготовкой настоящего сборника занимался Шарич В.З.


Преподаватели Школы


Вавилов Валерий Васильевич, выпускник механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1968 год), кандидат физико-математических наук (1978 год), доцент МГУ с 1987 года; в течение более чем 15 лет входил в состав предметного жюри Всесоюзной математической олимпиады школьников и являлся заместителем председателя методической комиссии Центрального олимпиадного оргкомитета Министерства образования, 5 лет являлся научным руководителем команды страны на Международных математических олимпиадах; в настоящее время доцент кафедры математики СУНЦ МГУ.

Герман Олег Николаевич, выпускник механико-математического факультета МГУ (2001 год); аспирант кафедры Теории чисел; преподаватель СУНЦ МГУ.

Егоров Андрей Александрович, выпускник механико-математического факультета МГУ, закончил аспирантуру того же факультета в 1965 г; в течение многих лет был членом жюри Всесоюзных и Московских математических олимпиад; член жюри многих всероссийских и международных конференций школьников; председатель жюри по математике Международной тест-рейтинговой олимпиады ``Интеллектуальный марафон''; старший преподаватель кафедры математики СУНЦ МГУ.

Николаев Андрей Владимирович, студент механико-математического факультета МГУ.

Пономарев Алексей Александрович, выпускник механико-математического факультета МГУ, преподаватель СУНЦ МГУ.

Русаков Александр Александрович, выпускник кафедры теории вероятностей механико-математического факультета МГУ; кандидат физико-математических наук; профессор ТПГУ; с.н.с. Института космических исследований РАН; более четверти века проработал в Школе Колмогорова, с 1982 по 1989 год Б.М. Ивлев и А.А. Русаков руководили кружком ``Олимпиадные задачи''; доцент, заместитель заведующего кафедры математики СУНЦ МГУ.

Устинов Алексей Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Теории чисел механико-математического факультета МГУ.

Часовских Анатолий Александрович, кандидат физико-математических наук; доцент кафедры Математической теории интеллектуальных систем механико-математического факультета МГУ; директор СУНЦ МГУ.

Чубариков Владимир Николаевич, кандидат физико-математических наук c 1977, доктор физико-математических наук с 1989; с 1992 г. - пpофессоp кафедры Математического анализа механико-математического факультета МГУ; заместитель декана по работе с иностранными учащимися.

Шарич Владимир Златкович, студент механико-математического факультета МГУ, преподаватель СУНЦ МГУ.

Шарыгин Георгий Игоревич, выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук; преподаватель СУНЦ МГУ, сотрудник ИТЭФ.